Новый закон о парковке

Новый закон о парковке
Специально для портала «Дело»
Законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно парковки транспортных средства и установление ответственности за нарушение правил парковки транспортных средств» №2499 от 07.03.2013 г. планируется, в частности, ввести ответственность водителей за неуплату стоимости услуг по пользованию парковкой, при условии оборудования последней парковочными автоматами или автоматическими въездными и выездными терминалами, (штраф − от восьми до двенадцати необлагаемых минимумов доходов граждан).
Законопроект также предусматривает, что за нарушение должностными лицами субъектов ведения хозяйствования, которые содержат площадки для платной парковки транспортных средств, требования касательно оборудования площадок для платной парковки парковочными автоматами или автоматическими въездными и выездными терминалами, – влечёт за собой наложение штрафа от тридцати до сорока необлагаемых минимумов доходов граждан.
Исходя из содержания пояснительной записки к законопроекту, требование об оборудовании парковок паркоматами призвано повысить качество услуг, вместе с тем оговаривается отсутствие каких либо затрат из бюджета. Так, органами местного самоуправления недостаток финансирования на оборудование площадок паркоматами не опровергается, напротив последние утверждают, что установление паркоматов в городах Украины будет возможно лишь после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство об установлении ответственности водителей за нарушение правил парковки, в том числе, за неуплату её стоимости.
Причем, скорее всего, во внимание не принималось то, что законодательство не предусматривает условий, в соответствии с которыми, органы местного самоуправления должны осуществлять оборудование и содержание парковок за счет парковочного сбора, налога с владельцев транспортных средств или других сборов.
Согласно той же пояснительной записке, необходимость принятия акта обусловлена, отсутствием на сегодня не только законодательного установленного механизма организации парковки транспортных средств, но и порядка применения административных санкций за невыполнение установленных требований и правил, как для водителей, размещающих транспортные средства на парковках, так и для субъектов хозяйствования, содержащих парковки. Это, в свою очередь, влечёт неотлагательную потребность в четком разграничении полномочий за осуществлением контроля по выполнению этих требований и правил, а также разработке механизма привлечения к ответственности в части обеспечения безопасности дорожного движения и в части размещения, оборудования и функционирования площадок для парковки транспортных средств. При этом не просматривается связь между соблюдением правил дорожного движения и обеспечением безопасности дорожного движения с введением штрафов за неоплату парковки.
На фоне установленной монополии (напомним, что с 2007 года КП «Киевтранспарксервис» определен единым оператором по парковке и взиманию парковочного сбора на территории города) «убедительно» звучит то, что проект направлен на борьбу с коррупцией и злоупотреблениями со стороны местной власти, субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги парковки.
Появится ли благодатная почва для возможных злоупотреблений, например, путем вынесения требований водителю оплатить штраф, даже при отсутствии паркомата? Или какой бюджет будет пополняться активнее − местный или «приватный − субъекта хозяйствования», а также его сотрудников? Ответить на подобные вопросы могут положения законопроекта о распределении компетенции и наделении полномочий по осуществлению контрольно-надзорной функции и в особенности её карательной составляющей. Итак, все вновь фактически сводится к единому субъекту.
Рассматривать дела о нарушениях правил парковки (необорудование паркоматами, неуплата сбора водителем и др.) будут административные комиссии при исполнительных органах местных советов. Протокол же об административном правонарушении будут составлять должностные лица, уполномоченные на то исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов.
Руководство КП «Киевтранспарксервис» не скрывает радостных перспектив наделения этими полномочиями своих сотрудников.
Припомним, как часто мы настаивали на составлении админпротокола ГАИ при нарушении ПДД? В виду особенностей национального правосознания комментарии излишни…
Касательно привлечения к ответственности за имеющиеся нарушения по оборудованию стоянки (к примеру, за отсутствие паркоматов) мы согласимся с приверженцами мнения о том, что такая норма будет носить в основном декларативный характер. Формально такой штраф будет составлять порядка  510−680 гривен (за повторное правонарушение на протяжении года – от 1020 до 1700 гривен), на водителей же будет возлагаться штраф в размере от 136 до 204 гривен за каждый эпизод нарушения. Уже по скромным подсчетам прослеживается некая несоизмеримость. Кроме того, в распространение практики самонаказания (в определенной мере) веры мало.
О разрешении парковщикам блокировать колеса на автомобилях нарушителей официальный текст рассматриваемого законопроекта умалчивает. Однако, по данным СМИ, планируется возобновление такой практики, о чем охотно заявляет Единый оператор (Тарас Ткачук, «ФАКТЫ» 21.03.2013 г.).
В этом контексте особый интерес вызывает то, каким же образом руководство коммунального предприятия планирует упразднить решение Окружного административного суда г. Киева от 22 апреля 2010 года по делу 2а-17176/09/2670, вступившее в законную силу после пересмотра в апелляционной инстанции. При рассмотрении вышеуказанного спора суд признал незаконным закрепление за оператором права препятствовать выезду и, соответственно, право на взыскание возмещения за применения средств, препятствующих такому выезду (т.н. блокираторов).
Нельзя не отметить, что всё же имеет место положительный сдвиг в сторону устранения пробелов в законодательстве, путём учреждения возможности влиять на недобросовестных пользователей платных площадок. Но данный фактор не компенсирует усугубление проблемы несбалансированности личных и общественных интересов, которую с высоким уровнем вероятности вызовет принятие законопроекта.
Если рассмотреть вопрос на локальном уровне – в Киеве, то ключевая роль будет отведена вопросам реализации и без того монопольных широких полномочий КП «Киевтранспарксервис».
Действительно, практика наложения санкций на водителей за неоплаченную парковку в странах Европы существует (Финляндия, Испания, Германия), но с пользой перенять такой опыт Украина сможет только при последовательном предварительном внесении существенных изменений в целый ряд нормативных актов (Закон Украины «О дорожном движении”, Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине”; «Правила парковки транспортных средств», , «Правила благоустройства в г. Киеве» № 1051/1051 от 25.12.2008 г. и др.) и отмены Решения Киевского городского совета № 930/1591 от 26.06.2007 г.
Законопроект, по нашему мнению, в предложенной редакции можно считать преждевременным или таким, что требует существенной доработки.
Тезисы, содержащиеся в пояснительной записке к законопроекту, такие как, например: «принятие регуляторного акта является целесообразным, поскольку позволит обеспечить установление ответственности за нарушение Правил парковки транспортных средств, создание благоприятных условий, для жизнедеятельности инвалидов; обеспечение надлежащего состояния безопасности дорожного движения и достаточного количества мест для парковки на территории населенных пунктов Украины»; «Эффективность влияния настоящего регуляторного акта на соответствующие общественные отношения подтверждается превышением доходов над расходами» скорее всего, не в полной мере основываются на фундаментальном анализе реалий жизни нашего общества и распространения проявлений злоупотреблений со стороны субъектов хозяйствования коммунального сектора.+
А относительно того, что «баланс интересов субъектов ведения хозяйствования, граждан и государства обеспечивается благодаря установлению четких нормативных требований к организационно экономическому механизму системы парковки транспортных средств», можно констатировать, исходя из изложенного, что четкого организационно экономического механизма системы парковки транспортных средств законопроект все же не отображает.
Подводя итог, хочется отметить, что сейчас, пока законопроект находиться на стадии рассмотрения и доработки в профильных комитетах Верховной Рады, гражданам и СМИ целесообразно занять более активную общественную позицию, не ограничиваться лишь наблюдением, а принимать участие в обсуждении и официально представлять свою точку зрения органам государственной власти.
адвокат
партнер ЮФ «САБИКОМ»
Е. В. Симбирская